Будущее Петербургского метро. [ http://vagon.metro.ru/works/future.html ]
Этот рассказ посвящён перспективам петербургского метрополитена. Всем интересно знать, когда будут открыты новые станции метрополитена, и где они будут находиться. Многие районы города, такие как озеро Долгое, Фрунзенский район, Красносельский район и Ржевка ждут появления светлых и просторных павильонов метрополитена на своих улицах. Одни из этих районов в ближайшем будущем смогут гордиться новыми станциями метро, другим же придётся подождать. Однако, обо всём по порядку.
Естественно, главной проблемой Петербурга является ликвидация аварийного участка Кировско-Выборгской линии метрополитена между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества". Работы на размыве по проекту проходят в три этапа. Первый этап, строительство перегонных тоннелей до размыва, был закончен в 2001 году. 28 ноября 2003 года произошло соединение этих тоннелей с тоннелями усиленной конструкции, проложенными итальянским щитом в ходе второго этапа в зоне размыва. Третий этап это подготовка тоннелей к пассажирской эксплуатации, то есть прокладка силовых кабелей, различных коммуникаций и т.п., укладка и бетонирование рельсошпальной решётки. На его проведение метростроевцы собираются выделить примерно шесть месяцев. Одновременно с осуществлением третьего этапа будет производиться демонтаж проходческого щита, выполнившего свою трудную задачу. Поэтому услышать из громкоговорителей: "Станция «Лесная». Следующая станция «Площадь Мужества»" пассажиры петербургского метрополитена смогут не раньше, чем летом 2004 года. На данный момент известно, что пробный пуск поезда по новым тоннелям намечается организовать в День города, 27 мая 2004 года, а регулярную эксплуатацию тоннелей планируется начать в конце июня. Кстати, в это же время на Кировско-Выборгской линии планируется пуск восьмивагонных поездов Напомню, что сейчас по этой линии курсируют метропоезда, состоящие из семи вагонов.
Второй по важности подземный "долгострой" станция метро "Комендантский проспект", вестибюль которой будет располагаться в подземном переходе под Комендантской площадью. Открытия этого метровокзала уже долго ожидают жители одного из самых развивающихся в данный момент районов города озера Долгое. "Комендантский проспект" будет колонной станцией, оформленной на авиационную тему. Связано это с тем, что станция находится в жилом массиве, построенном на месте Комендантского аэродрома, закрытого в послевоенные годы. Также "Комендантский проспект" будет выделяться среди других станций петербургского метрополитена эскалаторами нового типа. Главное отличие новых эскалаторов от их "собратьев" большая высота подъёма. Необходимость в глубоком залегании станции связана с тем, что в этом районе даёт себя знать подземная река, печально известная как причина размыва на Кировско-Выборгской линии. Открытие "Комендантского проспекта" планируется в 2004 или, в худшем случае, в 2005 году.
Схема развития метрополитена в Санкт-Петербурге. Автор Михаил Крайнов.
Следующий этап развития петербургского метрополитена открытие первой очереди нового, Фрунзенского радиуса. Это событие преподнесёт небольшой сюрприз для пассажиров подземки. Дело в том, что при открытии Фрунзенского радиуса станции Правобережной линии от "Садовой" до "Комендантского проспекта" (так называемый Приморский радиус) должны отойти к новой Фрунзенско-Приморской линии, а новая станция "Спасская" (пересадка на "Сенную площадь" и "Садовую") будет принадлежать Правобережной линии. Оборот поездов будет происходить или сразу за "Спасской", или ближе к строящейся станции "Театральная", которую, к сожалению, вряд ли смогут построить к этому моменту. Таким образом, четвёртая по счёту линия петербургского метрополитена получит неофициальное наименование Лахтинско-Правобережной.
Причина такого "обмена" станциями проста. Станции Приморского радиуса ещё в проекте были закреплены за пятой линией, но их открытие оказалось более необходимым, нежели пуск линии в Лахту. Так как строительство электродепо ни на одном из этих радиусов в ближайшее время не планировалось, то их решили временно объединить ведь одна линия без депо лучше, чем два независимых радиуса, также депо не имеющих. Сыграл и экономический фактор строительство станции "Спасская" с дополнительными тупиками и межлинейными переходами откладывалось на некоторое время. Оставить всё, как есть, невозможно из-за того, что станции "Спасская" и "Садовая" построены именно с учётом новой схемы движения. Именно этим и объясняется медленное движение поездов между "Достоевской" и "Садовой" этот перегон имеет много кривых малого радиуса и в будущем станет соединительной веткой между линиями.
Но вернёмся к новым станциям. Как уже упоминалось, станция "Спасская" станет третьей составляющей пересадочного узла под Сенной площадью и будет принимать поезда Лахтинско-Правобережной линии. В связи с большим количеством подземных коммуникаций под Сенной площадью, "Спасская" будет пилонной станцией. Последняя станция пилонного типа была открыта в Петербурге 40 лет назад, в 1963 году. Теперь же метростроителям для создания нового метровокзала приходится вспоминать опыт их предшественников. "Звенигородская" будет колонной станцией с возможностью пересадки на станцию "Пушкинская" Кировско-Выборгской линии. "Обводный канал" и "Волковская" будут обычными станциями глубокого заложения, столь характерными для Петербурга, колонной и односводчатой соответственно.
Станция "Адмиралтейская"... Это наша станция-призрак. Недостроенная колонная станция видна пассажирам метропоездов, по разным причинам уткнувшимся в стекло дверей на перегоне "Садовая" "Спортивная". Вообще-то этот метровокзал должен был открыться в 1997 году вместе с "Чкаловской" и "Спортивной", но из-за проблем с выводом эскалаторного хода на поверхность пришлось пройти вышеупомянутый перегон транзитом без открытия станции. На данный момент предполагается, что вестибюль станции будет встроен в одно из исторических зданий на Кирпичном переулке, которое будет разрушено, а после необходимых работ для вывода эскалаторного марша на поверхность восстановлено и передано в собственность метрополитена. Теперь дело за "малым" найти средства на строительные работы...
Что интересно, кроме описанного дома на Кирпичном переулке существовало не менее шести вариантов вывода наклонного хода "Адмиралтейской" на поверхность с учётом постройки аналогичной станции на Невско-Василеостровской линии (возможно, без второго выхода в город). Например, в виде подземного перехода на пересечении Большой Морской и Невского проспекта или в домах, расположенных недалеко от оного.
Как стало понятно из абзаца про временное объединение двух радиусов подземки, петербургскому метрополитену просто необходимо ввести в строй ещё одно электродепо. Открытое в 1999 году электродепо "Выборгское" не сможет нормально обслуживать две полноценные линии метрополитена и поэтому в ближайшем будущем планируется начать строительство метродепо "Правобережное", которое будет расположено на Правобережной линии за проектируемой станцией "Народная".
Дальнейшие перспективы строительства петербургской подземки выглядят весьма туманно. О них можно судить с помощью схем перспективного развития метрополитена, на которых нанесены не только построенные, но и строящиеся и проектируемые станции метро. Одной из данных схем и проиллюстрирована эта статья.
Олег Бодня.
Специально для альманаха "Бугель".
Оригинал: http://vagon.metro.ru/works/future.html
|
|